Использование театрализованной игры в речевой работе с дошкольниками
Речь является одним из важных факторов ребенка в дошкольном
детстве, так как речь не дается человеку
от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. Надо приложить немало
усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно к семи годам стала более гибкой с большим
словарным запасом. Ведь в современном дошкольном
образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей,
так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в
школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
А помочь в этом нам может
театрализованная деятельность: так как это один из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
. Ведь именно театрализованные игры помогают обогащению и расширению словарного запаса,
совершенствуют артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает
детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, стараются говорить чётко с
интонацией очень часто даже импровизируя слова и поступки того или иного героя
используя новые слова.
Театрализованные занятия
выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции.
Поэтому через их содержание, форму и методы можно добиться трёх основных целей:
- развитию речи и
навыков театрально – исполнительской деятельности;
- умению создавать
атмосферу творчества;
- социально –
эмоциональное развитие детей.
Надо сказать, что во
многих семьях родители практически не уделяют театрализации никакого внимания,
считая что самое главное для ребёнка – это научиться читать, писать и считать,
зачастую забывая о речи ребёнка. Хотя её развитие в большей степени зависит от
того, какая атмосфера создана родителями в семье, насколько родители осознают
необходимость скоординированной работы с воспитателем детского сада в
осуществлении непростых задач, связанных с развитием связной речи, формирования
у детей базового объёма знаний и навыков в области художественно – эстетической
деятельности. .
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это
делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства
игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная
немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью:
«Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы
играли».
Так вот и давайте будем играть в театрализованные игры создавая
благоприятные условия для развития речи наших детей.
Уделять серьезное
внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать
произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями,
с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей
степени таким требованиям отвечают сказки. Их легко обыгрывать, так как они
построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои
сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются
особенности характера, мысли, чувства. С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное
слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам,
пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые
побуждают ребенка к диалогу. Постоянно знакомить детей с сюжетными игрушками. Показывать и
называть разнообразные действия с ними. При этом речь взрослого должна быть
интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях
можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной
деятельности, создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного
тетра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Дома
можно вовлечь детей в разыгрывание знакомых сказок. Используя для этого разные
виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа и
костюмов вызывает у детей большой интерес и желание поиграть в сказку. Так
же большую роль в развитии речи занимают подвижные игры с ролью. Малышей
необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или
дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Очень
полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями.
Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а ребёнок
слушает и смотрит. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей
неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все
задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами
речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал
словесного творчества народа, но при этом не нужно забывать, что должно быть
практическое участие, действие ребёнка.
Важно помнить, что при чтении или
рассказывании чего-либо нужно пытаться выразить искренность и неподдельность
своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не
пытаться навязывать свои оценки,
отношения детям. Наоборот, предоставлять им возможность высказаться, проявить
эмоциональную активность, стараться не подавить робкого ребёнка, превратив его
только в зрителя. Стараться не допустить
у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок не боялся выйти на «сцену».
Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, нужно исходить из
реальных возможностей конкретных детей.
Консультацию подготовила воспитатель: Иванова Г.А.
Используемая литература:
Т.Н.Караманенко , Ю.Г. Караманенко «кукольный театр –
дошкольникам» Ю.В.Полякович, Г.Н.Осина
«Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» http://festival.1september.ru/ Л.А. Скоцкая заместитель заведующего «Организация
педагогического процесса в развитии
речевой деятельности дошкольников» (из опыта работы)
|