«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.
Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
В.В. Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно, обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.
О.С.Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.
В
младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с
помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей
необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием
действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание
детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников
к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса»
можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание
сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют
интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего
самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем
возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А.Барто, «Игрушки», З.Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В
средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.
Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного
произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и
выражения, некоторые эпитеты и
сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы,
думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать
художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать
красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается
словарь.
В старшей
группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать
выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко
осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые
особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать
жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого
жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и
почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства,
чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
В
подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь
к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный
образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность,
музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность
речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок,
рассказов, стихотворений. Старшие
дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную
оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под
влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое
сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление
событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в
жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические
рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие
детьми таковых жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает
необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники
способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж
прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под действием
целенаправленного управления воспитателей способны узреть единство содержания
произведения и его художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения,
ощутить ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные
другими поэтами.
С.Ю. Кондратьева отмечала, что, в детском саду нередко на занятиях по знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.
О.С. Ушакова обращает внимание на то, что все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. И поэтому основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Подготовила воспитатель Шмырёва Н.Н.
Литература.
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной
литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез,
2005. - 72 с.
2. Кондратьева С.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста.
// Дошкольная педагогика №12. с. 39.
3. Ушакова О.Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003.